Советы автомобилистам

10 советов по ночной езде на грузовике

Езда ночью – рискованное занятие, но зачастую неизбежное. Это в первую очередь касается грузового автотранспорта, для которого, например, летом действует запрет на движение в дневные часы по федеральным автодорогам. Обмануть биоритмы человека, при этом, крайне сложно, поэтому ночью следует строго соблюдать основные советы и рекомендации, позволяющие максимально обезопасить вождение в таких условиях.

1. Выберите манеру вождения и скоростной режим

Несмотря на то, что ночью на автомобильных дорогах меньше участников движения и появляется возможность увеличить скорость, пользоваться ею не стоит. Решающую роль здесь играет не только ограниченная видимость, но и другие водители, решившие ехать быстрее, что существенно увеличивает риск аварии. Если ваш грузовик позволяет двигаться со средней скоростью потока, то такой режим будет оптимальным в ночное время. Стоит, однако, помнить, что излишне размеренная и монотонная езда снижает бдительность и способствует засыпанию, поэтому время от времени сбрасывайте или наоборот прибавляйте (в разрешённых пределах) скорость.

Старайтесь минимизировать число обгонов, поскольку при перестроении в тёмное время суток достаточно сложно оценить пространство для манёвра и не зацепить прицепом попутно движущийся автотранспорт.

2. Содержите в порядке осветительные приборы

От качества работы этой системы автомобиля зависит не только скорость движения, но и ваша безопасность, поэтому даже в летнее время перед выездом необходимо тщательно вымыть и протереть от разводов все фары, включая габариты прицепа, поворотники и стоп-сигналы. Помните, что фары имеют свойство мутнеть со временем под воздействием агрессивных сред, абразивного эффекта от пыли, песка и летящих из-под колёс маленьких камней. Ввиду сказанного, они нуждаются в регулярной полировке или замене линз или рассеивателей.

Разумно использовать только рекомендованные производителем лампочки и иные расходные элементы, поскольку в сочетании с заводской конструкцией изделия сторонних фирм могут привести к недопустимым изменениям направленности и интенсивности светового потока. Если же стандартное осветительное оборудование не удовлетворяет вашим требованиям, замену лучше осуществить в комплексе, рассчитав возможности электропроводки. А вот дополнительные габариты грузовой платформы – вполне обоснованное решение, которое улучшит видимость вашего транспортного средства для других участников движения.

3. Проверьте состояние стёкол

Огромное влияние на видимость в ночное время оказывает уровень загрязнения как лобового, так и боковых стёкол. Перед рейсом необходимо не только выполнить их мойку, но и полностью устранить разводы. Состояние поверхности также оказывает серьёзное влияние на видимость, поэтому при возникновении мелких царапин, например, от не своевременно заменённых дворников рекомендуется отполировать их. Тонировка, которая спасала вас от жары и совершенно не препятствовала движению днём, существенно ухудшает видимость ночью, поэтому от такого решения, даже если оно не противоречит требованиям правил, лучше отказаться.

4. Выберите режим освещения

При езде в ночное время необходимо постоянно следить за переключателем ближнего или дальнего света, чтобы соблюсти баланс между освещённостью и безопасностью для других участников дорожного движения. Внимательно следите за попутным или встречным автотранспортом, поскольку габаритные огни, особенно в случае с грузовиками, не всегда отражают реальных размеров. Помните, что в кузове может находиться длинномерная конструкция, а габаритные фары установлены на некотором удалении от внешних бортов. Если навстречу вам движется транспортное средство с одной рабочей фарой, рекомендуется считать, что она правая, а основной габарит машины находится на вашей полосе, поэтому рекомендуется заранее сбросить скорость и принять правее.

5. Опасайтесь неосвещаемых препятствий

Серьёзную опасность представляют и различные элементы обустройства автомобильных дорог, а именно – барьерное, парапетное или тросовое ограждение, пешеходные переходы, мостовые опорные элементы и т.п. Все эти конструкции оснащаются светоотражателями, позволяющими увидеть и идентифицировать их даже на значительном удалении. Тем не менее, при плохих погодных условиях эффективность светоотражателей стремится к нулю, а состояние дорожной разметки не всегда позволяет определить размеры и направление полосы движения. Ввиду сказанного, рекомендуется сбросить скорость, ориентироваться на траекторию впереди идущего транспорта, не приближаться к разделительной полосе и следить за знаками. Не стоит также и двигаться вблизи обочин, поскольку там могут размещаться остановившиеся на ночлег или в связи с поломкой автомобили, ширина обочин зачастую не позволяет полностью убрать транспортное средство с проезжей части, ввиду чего велика вероятность столкновения.

Кроме того, грузовик имеет значительную массу, которую в дождливую погоду неукреплённая обочина на способна выдержать, что приводит к опрокидыванию или пробуксовке и увязанию колёс. При вынужденной остановке старайтесь сделать ваш автомобиль максимально заметным с помощью знаков, светоотражателей и фар.

6. Обращайте внимание на пешеходные переходы

К сожалению, надземные или подземные пешеходные переходы даже для федеральных автомобильных дорог остаются экзотикой, поэтому при приближении к классической «зебре» следует максимально сконцентрировать внимание. В ночное время видимость пешехода практически равна нулю, а убеждённость последних в том, что их обязательно пропустят, может сыграть злую шутку. Поэтому перед пешеходным переходом, обозначаемым дорожными знаками, следует предварительно сбросить скорость и приготовиться к торможению и, если позволяет обстановка, ненадолго включить дальний свет, чтобы расширить полосу видимости и понять, приближается ли к «зебре» кто-нибудь.

7. Защищайтесь от ослепления

Водители грузовиков, как и другие участники дорожного движения, не застрахованы от ослепления дальним светом встречных машин, особенно на подъёмах или на выходе из поворотов. Чтобы избежать серьёзных последствий, следует заранее предусмотреть покупку водительских очков со специальными линзами, откинуть солнцезащитный козырёк, за который можно быстро отвести взгляд, а также стараться смотреть по направлению к обочине, при езде по участкам, на которых возможно ослепление. В последнее время в продаже появились и специальные линзы, крепящиеся на козырёк и существенно улучшающие видимость в ночной период, предотвращая также сильное ослепление.

8. Соблюдайте режим труда и отдыха

Несмотря на все рекомендации, биологические ритмы человека таковы, что рано или поздно возникнет непреодолимое желание спать. В таком случае нельзя продолжать движение, следует остановиться, выпить кофе или крепкий чай, размять ноги или поспать 30-40 минут. Энергетические напитки также дают незначительный эффект, однако злоупотреблять ими не стоит, поскольку при кажущейся бодрости может значительно снизится объективность оценки дорожной обстановки. Такой контраст позволит привести внимание и концентрацию к нормативным показателям и относительно безопасно продолжить движение.

9. Объективно оценивайте состояние автодороги

Если маршрут вам не известен или по данной дороге вы давно не ездили, старайтесь двигаться с меньшей скоростью, чем вам кажется возможным, поскольку в темное время у человека меняется угол обзора и оценить величину выбоин порой не представляется возможным. Возникновение такого препятствия провоцирует резкие перестроения или вынуждает совершить наезд, чреватый выходом из строя элементов подвески.

10. Старайтесь снизить скорость движения до окончания освещаемого участка дорожной развязки или автомобильной дороги.

Зрение, адаптировавшись к хорошей видимости, при резком переходе в темноту может вас подвести. Сделайте этот процесс плавным и безопасным.
Помните, что поездок в ночное время следует по возможности избегать. Если же это по объективным причинам невозможно, следуя этим несложным рекомендациям, вы существенно повысите свою безопасность, а поездка в ночное время станет максимально комфортной.