Советы автомобилистам

Водяной насос: для чего нужен, возможные поломки

Водяному насосу отводится главенствующее место в системе охлаждения мотора. Этот элемент является надежным в эксплуатации, но в случае поломки машина попросту не сдвинется с места. Разберемся, где расположен насос, как функционирует. Что делать при неисправностях.

Место расположения, назначение

Охлаждающую жидкость нужно побуждать к движению, ведь сама по себе не циркулирует через водяную рубашку и радиатор. Для этого предназначена помпа — перекачивающее устройство с рабочей крыльчаткой. Заставляет вращаться привод от коленчатого вала.

Насос располагается в машинах с задним приводом на передней части силового агрегата. Начинает работать под воздействием привода генератора либо ремня газораспределительного механизма. В автомобилях с передним приводом элемент расположен на правом торце двигателя, под кожухом ГРМ и является его составным элементом. Водяная помпа — крепежный фланец с отверстиями из алюминиевого сплава, к которому крепится:

  • главный вал и подшипник с запрессовкой в центральном отверстии корпуса;
  • крыльчатка, насаженная на конец вала изнутри;
  • ручьевой или зубчатый шкив с расположением на конце вала снаружи.

Как работает

Работает водяной насос просто:

  • коленчатый вал двигателя с помощью приводного ремня задействует; вращательные движения крыльчатки насоса;
  • антифриз перекачивается по системе с интенсивностью в зависимости от высоты оборотов мотора.

Другими словами помпа обеспечивает циркуляцию жидкости в охлаждающей системе, прокачивая антифриз из радиатора и печки салонного отопителя в рубашку охлаждения двигателя. Именно водяной насос прокачивает тосол через радиатор отопителя, прогревает салон в машине. В отдельные машины монтируется помпа, действующая от собственного электропривода. Но подобная инновация не пользуются спросом у автовладельцев, ведь снижает надежность, делает конструкцию более дорогой.

Какие бывают поломки

Неисправность насоса сравнима с аварией:

  • протекает прокладка либо прохудившийся сальник;
  • перегревается мотор при уменьшении антифриза в системе;
  • заклинивает вал насоса в случае разбитого подшипника;
  • у машины появляются рывки, если приводной ремень рвется либо слетает;
  • шкивы при вращении разбрасывают жидкость в разные стороны;
  • ремень намокает при подтекающем сальнике, изнашивается;
  • крыльчатка и вал со шкивом перекашиваются под действием приводного ремня.

Если ремень привода слетает, то особого ущерба не происходит за исключением того что разряжается аккумулятор и исчезает подача электроэнергии в бортовую сеть однако Особая неприятность случается, когда заклинивает подшипник, рвется ременной привод ГРМ. Поршневые днища бьют по тарелкам открытых клапанов. Если загибаются толкатели клапанов и перегревается мотор, то уже не избежать дорогостоящего ремонта силового агрегата. Если вал люфтит, то вероятнее всего разбит подшипник помпы или износился насос системы охлаждения. Если двигатель глохнет при движении, а датчик показывает температуру свыше 120 гр, то скорее, всего ремень ГРМ соскочил, а подшипник заклинивает. Это худшее, что может случиться. Важно срочном порядке эвакуировать автомобиль в автосервис.

Прохудившаяся помпа приводит к утечке антифриза. Значит, к появлению пятен под машиной. Это что должно насторожить автовладельцев. Нужно проводить диагностику, прокачать шкив рукой и ослабить приводной ремень. Насос обычно заменяется в сборе. Менять его несложно. Достаточно зачистить место от старой прокладки, обработать герметиком, прикрутить новую помпу. Труднее разбирать узел ГРМ, снимать шкив, опустошать систему охлаждения. Если ходе диагностики окажется, что головка цилиндров лопнула, а поршни пробиты, то их придется выбросить, купить новые для установки.

Источник: https://ulc.com.ua/katalog/vodyanoj-nasos